Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы зависит от особой важности ключевых задач национальной безопасности. В последние годы любые изменения, произошедшие во всем мире, значительно ускорились. Развитие определенного вида человеческого потенциала, в конечном счете, непосредственно имеет совершенно особое значение для многих стран, таких как Россия. Рост уровня и качества жизни людей, а также создание условий для их активного умственного, физического и интеллектуального развития являются одной из главных задач, которые необходимо быстро решить. Потенциал любого человека, а также людей в целом, необходим для позитивного развития нашей страны. Постепенно, с развитием информационного общества и экономики, основанной на знаниях, возросло значение определенного человеческого потенциала. Его общее состояние зависит от уровня образования, культуры, науки, здравоохранения и охраны окружающей среды всего общества. Это зависит от определенного уровня реализации активное развитие всего общества. Сочетание этих компонентов различно, но во всех случаях состояние здравоохранения, его доступность и эффективность по-прежнему являются основой прогресса.
Главным богатством любой современной социальной системы является человеческий потенциал. Именно он определяет власть в стране. Инвестирование в определенный человеческий потенциал, значительное повышение ценности современных человеческих ресурсов в конечном итоге стало главным фактором всей экономической трансформации, а также модернизации различных экономических институтов. Я хотел бы отметить, что конечной целью определенного современного этапа активного общественного развития является значительное расширение человеческого выбора, удовлетворение потребностей в здоровье и долголетии, непосредственное получение любых знаний, получение базовых ресурсов и создание условий для реализации экономической и политической свободы.
Можно сказать, что тип прямых взаимоотношений между здравоохранением и государством, сформировавшийся в истории, в конечном счете определяет развитие современной государственной модели здравоохранения в России и ее специфические национальные особенности. Довольно сложная ситуация развития современного отечественного здравоохранения во многом зависит от соответствия всей системы и организационной структуры существующей российской модели здравоохранения всем изменениям, произошедшим в других социальных институтах современного общества. Здоровье каждого человека очень важно для страны, поскольку рождаемость, смертность и показатели работоспособности населения в конечном счете напрямую зависят от уровня здоровья граждан.
Цель исследования – рассмотреть организацию здравоохранения и общественное здоровье.
Объект исследования – область здравоохранения и общественное здоровье в России.
Предмет исследования – отношения, возникающие в процессе организации здравоохранения и общественного здоровья.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать сущность и особенности государственного регулирования в области здравоохранения и общественного здоровья;
раскрыть нормативно-правовое регулирование системы здравоохранения в России;
изучить современное состояние здравоохранения и оценка эффективности реализации государственных программ;
охарактеризовать проблемы государственного управления в сфере здравоохранения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
1.1 Сущность и особенности государственного регулирования в области здравоохранения и общественного здоровья
Общественное здоровье и медико-санитарная помощь, как медицинская наука, изучают модель формирования общественного здравоохранения с целью формулирования стратегий здравоохранения, их определений и содержания. Общественное здравоохранение и медико-санитарная помощь в системах естественных и социальных наук, интеграция общественного здравоохранения с другими отраслями науки и практикой государственного строительства. В системе медицинского образования и врачебной практике общественное здоровье и медико-санитарная помощь являются темами преподавания медицины, здравоохранения и социальных наук. Роль общественного здравоохранения в реальной деятельности органов и учреждений здравоохранения, в экономике, планировании, управлении и организации труда в здравоохранении.
Основные методы исследования общественного здравоохранения: статистика, экономика, история, экспериментальное моделирование, экспертная оценка, системный анализ, социологические и эпидемиологические методы. Возникновение и развитие общественного здоровья и здравоохранения (общественная медицина) в России и за рубежом.
Самая видная фигура в сфере общественного здравоохранения и самозанятости в России (Н.А. Семашко, З.П. Соловьев, А.В. Мольков, М.Ф. Владимирский, Г.Н. Каминский, З.Г. Френкель, П.А. Кувшинников, Н.А. Виноградов, Г.А. Баткис, С.В. Курашов, Б.В. Петровский, А.Ф. Серенко). Характерные особенности развития современного общественного здоровья и практики здравоохранения за рубежом [12, с. 271].
Характеристики развития современного общественного здравоохранения и практики оказания медицинской помощи за рубежом [12, с.271].
Международный эмпирический анализ формирования здоровья и медицинских теорий (социальный дарвинизм; социальная экология; теория стресса и общего адаптационного синдрома; фрейдистская и психоаналитическая психиатрия; неогиппокампализм; теория социальных расстройств; теория "порочного круга", конвергенция). Реформа здравоохранения во второй половине ХХ века и ее позиционирование в отдельных странах. Здравоохранение в России как отрасль национального строительства и его значение в национальной системе мер по обеспечению высокого уровня материального благосостояния и культурного развития населения, созданию необходимых условий труда и быта
Термин "здравоохранение" относится к системе организационных мер по охране и улучшению здоровья населения. Концепция здравоохранения возникла, когда организованные сообщества, государства и их органы власти создали необходимые условия для деятельности, направленной на защиту и укрепление общественного здоровья в качестве социальной ответственности. Если все эти условия появились в ходе развития социальной цивилизации, то формирование здравоохранения как системы произошло относительно недавно [26, с. 131].
Ниже приведены этапы разработки системного подхода к здравоохранению. В докладе ВОЗ за 2000 год только вторая половина 20-го века была разделена поколениями реформ здравоохранения. В то же время реформы первого поколения (1940-1960-е годы) были связаны с "формированием национальной системы здравоохранения и расширением социального страхования", реформы второго поколения (1970-1980-е годы) - с развитием первичной медико-санитарной помощи, Алматинской конференцией 1978 года и реализация стратегии "Здоровье для всех к 2000 году" и, наконец, реформы третьего поколения - 1990-е годы. - С "переходом от командного управления к рыночной экономике в постсоветских странах, то есть государственная система здравоохранения заменяется сочетанием страхования и частных платежей". Рассмотрим концепцию государственного управления системой здравоохранения. Следующие ученые внесли большой вклад в интерпретацию концепции "национального управления системой здравоохранения" (таблица 1) [28, с. 139].
Некоторые авторы рассматривают концепцию управления системой общественного здравоохранения как область управленческой науки, в то время как другие рассматривают ее как целенаправленную и непрерывную управленческую деятельность органов государственной власти, основной целью которой является предоставление качественных и высокотехнологичных медицинских услуг, а также контроль и подконтрольность финансовым и материальные ресурсы [21, с. 77].
Таблица 1 Основные определения «Государственное управление системой здравоохранения»
Среди этих научных объяснений положительным является широкое понимание здравоохранения как одного из важных объектов государственного управления. Мы считаем, что изучаемое определение также имеет некоторые недостатки. Прежде всего, автор не обращает внимания на эффективность управления, а также на деятельность и гражданскую позицию неправительственных объединений и не учитывает принцип долгосрочных приоритетов устойчивого социально-экономического развития.
Следовательно, на основе результатов анализа метода понимания "государственного управления системой здравоохранения" определены следующие характеристики, отражающие характер изучаемого определения: эффективность управления, научная результативность, учет долгосрочных приоритетов устойчивого социально-экономического развития; обеспечение согласованности интересов предметов и т.д. Для обеспечения успешного управления системой здравоохранения необходимы эффективные инструменты. Согласно рисунку 1, выделен следующий набор основных инструментов государственного управления системой здравоохранения: стратегия, законодательство, инструменты постановки целей и планирования, инструменты финансирования, инструменты эффективности [16, с.50].
Выбор инструментов управления в первую очередь зависит от приоритетного направления национальной политики в области развития здравоохранения.
На начальном этапе развития независимых стран предполагаемое назначение инструментов управления здравоохранением, то есть обеспечение общей цели управления общественным здравоохранением, ограничивается следующими инструментами: законом – закрепляющим принципы функционирования национального здравоохранения и обеспечивающим единство его компонентов, и инструментами финансирования– распределять бюджетные ресурсы в соответствии с приоритетами деятельности по управлению системой здравоохранения [19, с. 133].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Российская газета. - № 148-149. – 06.08.1998.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 18.03.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2023) // Парламентская газета. - № 151-152. - 10.08.2000.
5. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. 19.12.2022) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»// Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: «Российская газета», N 274, 03.12.2010,»Российская газета», N 275.
6. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об основах обязательного социального страхования»// Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, N 29, ст. 3686, «Российская газета», N 139, 21.07.1999.
7. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323 ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.11.2011,»Российская «, N 263, 23.11.2011,
8. СанПиН 2.1.2.2801-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Изменения и дополнения N 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10
9. Доклад ГС РФ О задачах субъектов РФ в сфере здравоохранения – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://liman.astrobl.ru/sites/ default/files/doclad_zdr_2019.pdf
10. Глобальная проблема охраны здоровья. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ultraprogress.ru/problemi-tsivilizatsii/globalnaya-problema-ochrani-zdorovya.html
11. Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/news/2014/01/30/1686-gosudarstvennaya-programma-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii
12. Кабичкина, Ю.М. Проблемы финансирования физической культуры и спорта в России [Текст] / Ю.М. Кабичкина // Современные научные исследования и разработки. ‒ 2018. ‒ № 3 (20). ‒ С. 271‒276.
13. Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru
14. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ffoms.ru
15. Писарева, О. М. Методы прогнозирования развития социально-экономических систем [Текст] / О.М. Писарева. - Москва: Машиностроение, 2019. - 592 c.
16. Платонова, Н.И. Особенности государственного регулирования в сфере охраны здоровья граждан на современном этапе в Российской Федерации [Текст] / Н.И. Платонова, А.В. Смышляев, Ю.Ю. Мельников // Государственная власть и местное самоуправление. – 2019. – №7. – С. 50-55.
17. Прогноз развития медицины и здравоохранения в области науки и техники в России до 2030 года. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mirprognozov.ru/prognosis/health/prognoz-razvitiya-meditsinyi-i-zdravoohraneniya-v-oblasti-nauki-i-tehniki-v-rossii-do-2030-goda/ru
18. Тихомиров, Н. П. Демография. Методы анализа и прогнозирования [Текст] / Н.П. Тихомиров. - М.: Экзамен, 2019. - 256 c.
19. Тынгишева, А. М. Сущность и инструменты государственного управления системой здравоохранения [Текст] / А.М. Тынгишева // Молодой ученый. – 2019. – №49. – С. 133-136.
20. Улумбекова, Г.Э. Здравоохранение в России. 2019–2024 гг. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medknigaservis.ru/wp-content/uploads/2019/10/NF0015016.pdf
21. Улумбекова, Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года» / Г.Э. Улумбекова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 594 c.
22. Улумбекова, Г.Э. Здравоохранение РФ. Что надо делать. Состояние и предложения: 2019–2024 гг. 3-е изд. [Текст] / Г.Э. Улумбекова. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. 416 с.
23. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
24. Цифровая революция в здравоохранении: достижения и вызовы, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.rambler.ru/ economics/37055138-tsifrovaya-revolyutsiya-v-zdravoohraneniidostizheniya-i-vyzovy
25. Швец, Ю.Ю. Формирование механизма обеспечения экономической безопасности медицинских организаций на основе совершенствования системы управления качеством: научная монография [Текст] / Ю.Ю. Швец. – Москва: Перо, 2019. – 541 с.
26. Швец, Ю.Ю. Обеспечение экономической безопасности через совершенствование системы управления качеством в сфере здравоохранении [Текст] / Ю.Ю. Швец // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2019. – Т. 2, № 10. – С. 131-140.
27. Швец Ю.Ю. Обеспечения экономической безопасности медицинской организации на основе создания цепочек ценностей [Текст] / Ю.Ю. Швец // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2019. – Т. 1, № 11. – С. 54-64.
28. Швец, Ю.Ю. Структурные изменения в управлении устойчивым развитием в сфере здравоохранения [Текст] / Ю.Ю. Швец // Экономика строительства и природопользования. – 2019. – № 2 (71). – С. 139-148.
29. Швец Ю.Ю. Угрозы экономической безопасности в сфере здравоохранения [Текст] / Ю.Ю. Швец // Экономика. Бизнес. Банки. – 2019. – № 12(38). – С. 63-75.
30. Швец, Ю.Ю. Целеполагание цепочки ценностей медицинских организаций для формирования базы экономической безопасности [Текст] / Ю.Ю. Швец // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Т. 9, № 11. – С. 451-459.
31. Швец, Ю.Ю. Факторы обеспечения экономической безопасности в системе управления качеством здравоохранения [Текст] / Ю.Ю. Швец // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 12. – С. 282-288.
32. Швец, Ю.Ю. Показатели оценки качества медицинских услуг [Текст] / Ю.Ю. Швец // Экономика. Бизнес. Банки. – 2019. – № 2(29). – С. 117-136.
33. Швец, Ю.Ю. Показатели и критерии качества в здравоохранении [Текст] / Ю.Ю. Швец // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. – 2019. – № 2. – С. 31-47.
34. Швец, Ю.Ю. Система стандартизации в сфере здравоохранения [Текст] / Ю.Ю. Швец // Экономика. Бизнес. Банки. – 2019. – № 10. – С. 63-75.